На фото: кадр из фильма «Поводырь»
Перейти от «совка» к демократии — все равно, что сменить пол. Именно настолько радикальная операция была проведена над нашей страной в начале этого года. Сейчас же продолжается восстановительный период, во время которого необходимо системно принимать необходимые лекарства. Эффективной сывороткой в таком курсе лечения станет лента Олеся Санина «Поводырь».
По мере того, как обновленное тело Украины начинает активнее производить гормоны свободы и справедливости — будет расти зрительская аудитория этой ленты. Фильм рассказывает о съезде кобзарей в Харькове в 30-е годы, окончившимся расстрелом. Уничтожить несколько сотен украинских бардов советской власти было необходимо, дабы легче было прививать советскую культуру на землях УССР. Факты об этом съезде старательно вычищались НКВД. С годами документация в архивах исчезла, а свидетели тех событий — отошли в мир иной. Удалось отыскать буквально несколько артефактов, подтверждающих как проведение съезда, так и казни, произошедшие после него.
Прошло 70 лет. Завершение работы над «Поводырём» совпало с началом событий на Майдане. Ничего не бывает случайно. Ведь именно сейчас такой фильм и необходим. И дело не столько в его патриотизме, сколько в художественном уровне. Эта картина даёт возможность убедиться, что национальные мотивы — это не только пьяные хороводы на Ивана Купала и хромой парад на День Независимости. Это ещё и потенциальные блокбастеры, которые могут конкурировать с европейскими историческими лентами. Таким и оказался «Поводырь».
Замысел снять этот фильм родился ещё десять лет назад. Однако, как это часто бывает в Украине, долгое время не находилось финансирование для проекта. Первый вариант сценария к ленте написал сам режиссер, затем его доработала писательница Ирэн Роздобудько. Спустя годы, когда дошло время до подготовки к съёмкам, скрипт был ещё раз переписан Александром Ирванцом. Последний появляется в ленте также и в роли писаря НКВД. Еще один литератор — Сергей Жадан — мелькает в одном из эпизодов в короткой роли поэта, декламирующего стихи. Столько современных украинских писателей в одном игровом фильме ещё никогда не появлялась!
Подбор актёров в этой картине вообще был нестандартным. Наиболее ответственную роль мальчика — свидетеля расстрелов — исполнил Антон Грин, живущий в США. Главную героиню сыграла певица Джамала, которая никогда до этого не снималась в большом кино. А ещё одну «музыкальную» роль — кобзаря Ивана Кочерги исполнил актёр Станислав Боклан, который хоть и имеет в своем репертуаре более, чем пятьдесят фильмов, однако никогда не брал в руки ни один музыкальный инструмент.
Словом, для большинства актёров появление в «Поводыре» стало своеобразным экспериментом. Правда, все при этом выложились и сыграли на пределе способностей. Одним из доказательств этого стал приз за лучшую мужскую роль, который вручили Боклану на V Одесском кинофестивале.
Предельно точно в ленте воссоздана эпоха. От мелочей быта до паровозов и автомобилей — всё здесь заставляет поверить, что во время просмотра ты сидишь не в кинотеатре, а словно просверлил дырочку во времени и следишь за советским миром 30-х годов.
Перечислять свои похвалы композитору, оператору, художнику и многим, кто трудился над фильмом можно долго. И ничего кроме лишнего недоверия или раздражения это, наверняка, у тебя, дорогой читатель, не вызовет. Что ж, возможно ты и прав. Однако в сегодняшней ситуации, наверное, крайне необходимы подобные произведения, которые бы вселяли веру, что в Украине способны сделать что-то действительно достойное. И пусть это не до конца правда — верить в это сейчас просто необходимо.
Автор - Антон Филатов
Также смотрите:
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.