На фото: Жан-Луи Трентиньян в фильме «Конформиста»
На этой неделе в украинском прокате, без преувеличения, произошло событие. На экраны вышел культовый фильм Бернардо Бертолуччи «Конформист», снятый в далеком 1970 году. По просьбе oKino.ua кинокритик Антон Филатов рассуждает об актуальности этой картины здесь и сейчас и ее воспитательном значении.
Нынешнюю кинопремьеру «Конформиста» многие аргументируют его актуальностью. Мол, сейчас украинцы оказались в ситуации, когда каждый ответственный человек вынужден делать выбор — служить людоедской политической системе или оставаться в рядах сопротивления. Когда каждый активный гражданин, дабы реализоваться, вынужден не только хорошо делать своё дело, но и идти на компромисс с убогой реальностью.
Просмотр этой картины сопряжён с пряным привкусом, как хорошенько приправленное итальянское спагетти. Цвета в ней — контрастны. Диалоги — насыщенны подтекстами. Монтаж — непредсказуемо-ассоциативный. Персонажи — броские. Все это и многое другое оставляет после просмотра ощущение, как после гурманского блюда, в котором главное — не столько ощущение сытости, сколько эстетика самого приёма пищи.
Персонажи в этой картине утрированы настолько, что кажутся марионетками или героями варьете. Марионетками, которыми руководит невидимая рука какого-то тоталитарного демиурга.
Исполнивший в ленте главную роль Жан-Луи Трентиньян в 60-70-х годах был одним из наиболее востребованных актёров Европы. Ежегодно в течение этих двух десятилетий он снимался в 3–5 фильмах. На Венецианский и Каннский кинофестивали он тогда ездил как к себе на дачу. Лента Бертолуччи — безусловно, одна из лучших в карьере актёра. Здесь ему пришлось сыграть и контрастные перемены характера, и сложные сцены молчания, которые гипнотизируют зрителя сильнее, чем многословные монологи персонажей-интеллектуалов.
С этим фильмом Бернардо Бертолуччи номинировался на «Оскар», а также претендовал на «Золотого медведя» Берлинале. Ни одну из этих наград он не получил. С Берлинским кинофестивалем не сложились отношения у режиссёра и в дальнейшем. При этом главные награды Канн и Венеции он со временем получил. Достался ему спустя 18 лет после «Конформиста» и «Оскар». Сразу две премии Американской киноакадемии Бертолуччи получил в 1988 за ленту «Последний император».
Конец 60-х — начало 70-х ознаменовался фильмами, в которых переосмысляется фашистское прошлое Италии. Если перечислить только шедевры, то в те годы вышли такие фильмы, как: «Гибель богов» Лукино Висконти, «Ночной портье» Лилианы Кавани, «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини… Даже в феллиниевском «Амаркорде» проскакивает фантасмагоричный эпизод, в котором живописуется монументальный пафос тоталитарной идеологии.
Наверняка, именно это поспособствовало тому, что итальянское общество достаточно быстро избавилось от метастазов «коричневой чумы». Для сравнения, скандинавы до сих пор борются с последствиями нацизма, прочно укоренившегося в поколении, устанавливавшем порядки на северном полуострове почти столетие назад. Вышеперечисленные фильмы, в которых затрагивалась патология фашизма, вывели на широкие экраны, словно на доску позора, все негативные стороны этой идеологии. Потому-то сегодня свастику в Италии встретишь реже, чем, скажем в постсоветских странах. Итальянцам понадобилось менее 30 лет, чтобы напрочь выжечь из сознания своего народа тоталитаризм.
О нас же, украинцах, такого не скажешь. Так что «Конформист» в воспитательных целях стоит крутить в наших кинотеатрах ещё лет пять-десять. Уверен, всё это время в рецензиях на фильм будут восклицать: «Какая же актуальная лента в наше время!».
Также смотрите:
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.