В заголовке мы хотели написать что-то вроде «Квентин Дюпьё уделывает Кристофера Нолана», но передумали. Хотя фильм «Реальность», открывший 6-й Одесский международный кинофестиваль, на самом деле удивительный зверь, с которым нужно познакомиться поближе.
Режиссер Дюпьё знаком вам по фильму «Шина», пародирующей кино категории «Б», а также по ленте Wrong. Если кто-то видел «Неправильных копов», то вам дополнительный плюсик в карму. Впрочем, всё, что Квентин делал раньше, мало похоже на головоломку, которой оказалась «Реальность».
Где-то в лесу таксидермист на глазах своей малышки-дочери убивает кабана. В доме девочка (ее, кстати, зовут Риалити, то бишь, Реальность) наблюдает, как отец вспарывает живот зверю и обращает внимание, как вместе с кишками в ведро падает синяя видеокассета. «Папа, а как она там оказалась?» «Тебе показалось, милая. Не было там никакой кассеты. И вообще, все, что внутри, не имеет значения».
Деннис (Джон Хидер) чешется. Он ведет кулинарную программу в костюме крысы и дико чешется. Кажется, ему стирают костюм новым порошком, но он не уверен. Нужно сходить к врачу. Там хамоватый доктор сообщает, что все проблемы у Денниса в голове. А тут еще и оператор Джейсон (Ален Шаба) предлагает сняться в его дебютном фильме. Ну, нафиг.
Джейсон приходит к продюсеру Бобу Маршаллу (Джонатан Ламбер) с просьбой выделить денег на дебют. Это будет картина под названием «Волны» — о том, как телевидение прожигает людей изнутри, и они взрываются. Боб готов пойти на встречу, но при одном условии: Джейсон найдет идеальный крик, с которым будут умирать люди на экране. Параллельно продюсер мучается с игровым дебютом маститого документалиста Зога (Джон Гловер), потому что его фильм очень затянут. Спрашивается, зачем показывать, как засыпает девочка? Стойте, это же Реалити! И почему она встречает на шоссе машину с клиентом супруги Джейсона, которая работает психотерапевтом? И была ли кассета?
«Реальность» уходит от стандартного нарратива очень быстро, превращаясь в переплетение сюжетов, которые похожи то на ленту Мёбиуса, то на матрешку, а зритель в какой-то момент может ощутить себя подобием кота Шрёдингера — он вроде бы смотрит фильм, но на самом деле, может быть, это фильм смотрит на зрителя.
Квентин Дюпьё — француз, живущий в Лос-Анджелесе, признается, что снимать кино нужно на английском, потому что это универсальный язык. Даже если ты снял независимую картину, но на английском ее посмотрит больше зрителей, нежели на французском. «Реальность» разделяется на два языка, отчего еще больше запутывает зрителя. Однако настоящий язык этой картины — язык абсурда, который Квентин знает в совершенстве.
«Я считаю, что рынок завален так называемыми „нормальными“ фильмами, — говорит Дюпьё в интервью Premiere. — Реальность лежит в основе большинства картин: отношения пар, друзей. драма; что бывает, когда семья теряет ребенка, что бывает, когда у кого-то рак. Мой квест — максимально избегать реальности. Многие считают, что я позёр, типа, „глядите, какой я хитровыдуманный“, но я просто вот так осуществляю свои идеи, не контролируя их. Быть „странным“ режиссером мне тоже не хочется. Я просто пытаюсь снимать свободное кино, вне традиционных рамок. Структура сценария, развитие персонажей — вот это все меня вообще не интересует».
«Вместо того, чтобы строить из себя Спилберга и снимать более понятное кино с красивыми кадрами или равняться на Кубрика, как многие молодые режиссеры, я придерживаюсь более детской модели поведения. Я ремесленник, который любит делать что-то свое. Избегаю профессионализма всеми силами. Отказываюсь быть профессионалом. Буду копаться в своей песочнице, со своими методами, своими убеждениями, нежели снимать так же, как все».
«Реальность» дебютировала в рамках программы «Горизонты» 71-го Венецианского кинофестиваля и моментально получила культовый статус. Есть за что. Мы хоть и часто видим кино, в котором реальность подвергается сомнению — да взять хотя бы того же «Бёрдмэна» — но если вы любите «Вечное сияние чистого разума» и тоскуете по фильмам, которые могут нежно залезть в мозг и свернуть его — то «Реальность» к вашим услугам.
КиноПоиск находится в Одессе, где под аккомпанемент дождя 10 июля начал свою работу 6-й международный кинофестиваль. Мы будем рассказывать вам о конкурсной программе — в нее вошло 12 картин (всего на рассмотрение отборщиков пришло 700 фильмов), а в общей сложности ОМКФ покажет своим зрителям 100 самых разных фильмов. Пока мы пишем эти строки, на Ланжероновском спуске идет показ одного из лучших фильмов в истории кино, драмы Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Ежевечерние просмотры на воздухе абсолютно бесплатны, и если вы сомневаетесь в конкурсе, то вечерние показы — самое то.
В рамках фестиваля пройдут мастер-классы режиссеров Даррена Аронофски и Джима Шеридана; программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо представит ранее не виденные короткометражки братьев Люмьер; встретится с прессой бывший глава Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер. Одесса, несмотря на молодость и сложности в стране, старается привлекать киноманов со всей Европы.
Как раз на это делает ставку президент киносмотра Виктория Тигипко. На пресс-конференции она отметила, что приоритетом начавшейся второй пятилетки ОМКФ станет европейский фокус. «Мы хотим, чтобы у нас на фестивале было больше гостей из Европы и сделаем все, чтобы привлечь на ОМКФ европейских киноманов». Фестиваль это синергия культуры и туризма — все это в Одессе есть, а учитывая демократичный характер фестиваля (на просмотры легко попасть, купив билет), у него есть все шансы со временем превратиться по организации в южного собрата Берлинале, хотя Виктория в качестве примера приводит «Сандэнс», проводимый в Парк-сити под патронажем Роберта Редфорда. Каждый год «Сандэнс» приносит в копилку города 87 миллионов долларов — это как раз пример грамотной работы кинофестиваля, привлекающего не только кинокритиков, но и кинотуристов.
Виктория Тигипко
Программный директор ОМКФ, француз Антельм Видо, подчеркивает, что главной задачей ставит отбор арт-хаус мейнстрима. В принципе, сами слова «арт-хаус» могут отпугнуть кого угодно, но на деле Одесса показывает фильмы, совершенно доступные для широкого зрителя.
Антельм Видо
КиноПоиск отобрал 15 фильмов 6-го Одесского международного кинофестиваля, которые ни в коем случае нельзя пропускать.
«Ан», режиссер Наоми Кавасе
«Ангелы революции», режиссер Алексей Федорченко
«Атомное сердце», режиссер Али Ахмадзаде
«Десять миллиардов», режиссер Питер Веббер
«Лобстер», режиссер Йоргос Лантимос
«Моя левая нога», режиссер Джим Шеридан
«Моя мать», режиссер Нанни Моретти
«Наркотик», режиссер Рик Фамуйива
«Перламутровая пуговица», режиссер Патрисио Гусман
«Просто Джим», режиссер Крэйг Робертс
«Реальность», режиссер Квентин Дюпьё
«Сын Саула», режиссер Ласло Немеш
«Такси», режиссер Джафар Панахи
«Тело», режиссер Малгоржата Шумовска
«Человек с киноаппаратом», режиссер Дзига Вертов
Одесский кинофестиваль продлится до 18 июля.
http://www.kinopoisk.ru/news/2611636/ Также смотрите:
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.